Выбор шин для активного автомобилиста задача достаточно проблематичная. Перед будущим покупателем разворачивается обширный список переменных: уровень шума, износостойкость, тормозные свойства, сила бренда, страна производитель, размер и соотношение высоты к ширине, поведение в различных дорожных и внедорожных средах, цена, подделываемость той или иной модели, мягкость, поведение в поворотах и на больших скоростях, склонность к аквапланированию, тип исполнения шипа, особенность рисунка – показателей масса.
Разобраться во всем этом самостоятельно, без угрозы лишиться работы и семейного благополучия, бывает решительно невозможно. И дело даже не в том, что информация в Интернете часто недостоверна, приплачена и построена на распространенных заблуждениях, а в том, что ситуации у людей уникальны и на каждый конкретный случай рецепт не выдать.
Наш случай
Если подбор шин для использования на личном автомобиле дело сложное, то подбор резины на машину, эксплуатируемую несколькими людьми — задача сложная вдвойне. Стили у всех разные, манера торможения, перестроений и обгонов тоже. Да и сами задачи сильно разнятся. Согласитесь, развоз документов совершенно не похож на преодоление покрытых льдом зимних бродов? А ведь и то и другое для нашего «Патруля» стандартные жизненные ситуации.
Да-да, к редакции у нас приписан чистокровный, японский, рамный, дизельный внедорожник с двумя неразрезными мостами и всеми возможными блокировками.
Из этого как раз и получается, что резина для машины должна сочетать в себе несочетаемые свойства: быть бесшумной и шипованной, иметь индекс массы соответствующий нашему трехтонному рамнику и при этом пригодной для быстрого прохождения участков с хорошим твердым покрытием. А так же оставаться доступной по цене и качеству в отдалении от шиномонтажей. Задача казалось невыполнимой. Особенно учитывая редкий размер штатных покрышек 275/65 R17.
Помощь пришла, откуда не ждали. Фирму Toyo в самом начале никто серьезно не рассматривал. В стране с прочными компанейскими традициями взгляды редакции были устремлены в сторону классических решений, от стандартных в наших широтах производителей.
Впрочем, именно этот путь и вывел нас на нашего будущего фаворита. В одном из авторитетнейших и старейших автомобильных изданий страны был опубликован сравнительный тест Toyo Observe g3-ice (OBG3S) с почитаемой многими «северной моделью».
Судя по результатам сравнения, японцы догнали, а то и перегнали северян. Ничего себе? Вдруг сразу же захотелось своими ногами и руками почувствовать прогрессивность японской новинки. Благо, что и размер шин быстро отыскался, да и их средневзвешенная цена действительно удивила, особенно в соотношении с заявленными свойствами. Итак, Патрол переодевается в японскую обновку. Рисково, зато как интересно!
Замах на рубль!
Так что же обещают японцы нашему брату? Тут как обычно все более чем волшебно. Маркетинг шинников в этом плане — впереди планеты всей. Знаете ли, все эти «когти тигров», «клыки медведей и драконов». Плюс последние восемьдесят лет индустрия раз в год с завидным постоянством рапортует о сокращении тормозного пути новинок на 1-2 метра. Не сложно прикинуть в голове расклады и понять, что при такой прогрессии наши машины давно должны «вставать колом» при одном прикосновении к педали тормоза, чего, разумеется, не происходит и никогда не произойдет в рамках существующей вселенной. Что тут скажешь? Это просто маркетинговые правила игры, которые прописывались даже не в этом веке.
Заявленная «фича» Toyo Observe G3-ice (OBG3S) ореховая скорлупа в определенных количествах присутствующая в составе резиновой смеси. Вы не ослышались, их цитата: «Технология “Microbit” (натуральные микрошипы - частицы скорлупы грецкого ореха в составе резиновой смеси протектора) обеспечивает безупречные характеристики сцепления и торможения в самых суровых зимних условиях». Сюда же шинники из Осаки добавляют рассказ о двадцати бороздах шипов, и особой форме металлических когтей покрышки, низкий уровень шума, опционально японскую прописку производства и еще несколько приятностей.
На ощупь Observe g3-ice мягкая и податливая, с замысловатым шипом, широкими канавками и выраженными грунтозацепами.
Шины Toyo Observe g3-ice (OBG3S): пугающие отзывы в интернете
За день до приобретения зимний резины было решено проштудировать интернет на предмет определения основных «народных» недостатков данного вида резины. Как это часто бывает в подобных случаях, диаметрально противоположенных оценок покрышки нашлось примерно столько же, столько и хвалебных од о ней. Дело тут, скорее всего, в происках конкурентов, различных подходах к эксплуатации резины, и разных ожиданиях потребителей. Ну и не будем забывать про размерность. Как правило, производителю сложно провести сбалансированные свойства шины через все типоразмеры. Плюс, в нашей стране никто ни застрахован от подделок. Набирающую популярность резину нет-нет, да и скопируют «совковые заводики» работающие в третью смену. Рисунок воспроизвести достаточно просто, как и название на боковине. А вот заданные свойства резиновой смеси у таких экземпляров покрышек всегда отвратительные.
Из того что более-менее обосновывалось из отзыва в отзыв мы выделили:
- опадание шипов,
- шумность,
- плохие внедорожные свойства.
Последнее нас печалило больше всего. Так как наша машина являлась не просто полноприводной легковушкой или кроссовером, а плоть от плоти легендарным внедорожником, одним из лучших на планете, с впечатляющим набором особенных опций.
Toyo Observe g3-ice: реальность
Первое о чем можно было говорить с уверенностью так это об уровне шума. Базовая посадка шипа произошла примерно за 30-40 километров обкатки. Более того к нашему удивлению уровень шума от зимней резины Toyo Observe оказался ниже уровня шума нашей летней резины. Да, лето на редакционном Патруле АТ-шное, и все-таки…
Период обкатки в 500-700 первых километров дался без особых проблем. Машина тяжелая и по факту заднеприводная, не имеющая никаких систем стабилизации и помощи. Так, что замечая в свете фар блеск льда, желание «топить» как-то само собой улетучивалось.
Однако, этот период совпал с несколькими внедорожными вылазками, в которых стоковый редакционник конкурировал как с более старыми подготовленными к грязи и снегу «полу-котлетами», так и с новинками мирового автопрома. В наши тестовые сети даже попалась суперсовременная Toyota Land Cruiser 200. Прошедший серию рестайлингов, знаменитый заклятый конкурент Патрола, подрастерял былой потенциал покорителя пустынь и лесов. Вне дороги наша многоопытная машина обходила Тойоту по всем статьям, шины Тойо Обсерв как минимум не мешали этому процессу: рисунок сильно не мылелся, контроль над машиной не изрезал.
Единственный минус который хотелось бы отметить это снос кормы. На 90% это проблема нашей тяжелой машины, но штука доложим вам пренеприятная. На спуске с крутых покрытых грязью холмов задний мост стремился обогнать передний, а японская обувь была пассивна в предотвращении этих желаний.
Из колеи внедорожник выбирался нормально, даже в критических топях и сугробах на лесных опушках оставляя водителю варианты выходя из сложных положений.
Городская эксплантация внедорожника оснащенного OBG3S предсказуема и адекватна. Система ABS за половину снежной зимы заявляла о себе не более 2-3 раз. Опять же для очень тяжелой заднеприводной машины, почти невероятный результат.
Расход дизельного топлива в сравнении с более злой, но летней резиной почти не изменился. У Nissan Patrol Y61 с мотором ZD30 эта цифра стандартно колеблется в районе 13-15 литров в городском цикле.
Пустить машину в контролируемый занос в рамках города получается редко. Шины ограничивают пижонские замашки даже в условиях снежного наста, не говоря уже о голом чищеном асфальте.
Вместо резюме
Несмотря на наши опасения, эксперимент с зимними шинами Toyo Observe g3-ice на данный момент всей редакцией оценивается как удачный. Резина продемонстрировала удачное сочетание внедорожных и городских свойств, представлена на рынке по сравнительно доступной цене, не имеет ярко выраженных минусов ограничивающих ее повседневную эксплуатацию.
Мы продолжим ездить на Тойо и в рамках следующей публикации обязательно расскажем о новых вехах в жизни японской покрышки, закрепившейся на редакционном внедорожнике.
И да, за 2 месяца эксплуатации у всех четырех шин выпал только 1 шип.