Как выбрать велосипед?

Как выбрать велосипед?Виды двух-колесного транспорта и их особенности или как не потеряться в мире велосипедов.

Велосипед (байк) - для кого-то это игрушка, для кого то спортивный тренажер, а для некоторых - средство передвижения. И действительно, ведь это замечательная штука - велосипед, ему не нужен бензин и масло, не нужен техосмотр и ОСАГО, не нужно водительское удостоверение (хотя ПДД знать всё таки очень желательно!). На велосипеде мы можем ехать по тротуару и нам не страшны пробки! Человек едущий на велосипеде не вредит экологии, да еще при этом и укрепляет собственное здоровье и организм!

В этой статье я постараюсь помочь Вам не заблудиться в изобилии выбора двухколесного транспорта и выбрать тот, который Вам нужен!

Любой велосипед состоит из нескольки частей, самым основным элементом является - рама. Именно от рамы зависит каким будет велосипед - дорожный, горный, триальный и т.п. Рама является несущим элементом байка, именно на ней установлены седло, колеса, руль, педали и всё остальное.

Виды велосипедов.

Дорожные велосипеды.
Дорожные велосипеды, как можно догадаться из самого названия, предназначены для передвижения именно по дорогам. Они имеют облегченную раму из алюминиевых трубок небольшой толщины. Такая рама очень легкая, ведь большой вес - лишняя нагрузка на ноги велосипедиста. На дорожном велосипеде можно передвигаться только по ровной поверзности асфальтрованных дорог, любые неровности, ямы, трещины в земле могут просто разломать тонкую и хрупкую раму. Дорожные велосипеды оснащаются тонкими колесами с тонкими покрышками.

Горные велосипеды.
Горный велосипед или MTB (mountain bike) - полная противоположность дорожному. Он предназначен для передвижения по горам (как уже понятно из названия). Но это конечно не значит, что купив этот велосипед Вам придется искать горы, название говорит о том, что данный велосипед готов выдержать самые суровые нагрузки. Передвигаться на нем можно практически везде и по асфальту и по горам и по лесам, да везде где захотите! Горный байк отличить от остальных очень просто - массивная рама состоит из толстых труб, обычно это алюминий, но бывает сталь, магний или сплавы металлов. По скольку езда по бездорожью не особа комфортна, такие велосипеды смягчают поездку амортизаторами. Амортизаторы установлены на передней вилке и встречаются сзади, для смягчения работы заднего колеса. Также, для смягчения поездки горные велосипеды оснащаются крепкими ободами на которые натянуты толстые покрышки с "тракторным" протектором. Разновидностей горных велосипедов много, но у всех их основное предназначение - позволить ехать везде!

BMX.
BMX или велосипедный мотокросс. Изначально это было ответвление от популярного в США мотокросса. Многие хотели также гонять и прыгать по трассам, но имели в распоряжении только велосипеды. На велосипедах это у них получалось так же неплохо и со временем BMX стал официальным видом спорта. Сейчас BMX у многих ассоциируется с молодыми людьми, выполняющими разные красивые трюки на маленьких велосипедах, хотя - это только одна из разновидностей этого спорта. Велосипед BMX имеет небольшую, но очень прочную раму маленького веса. Рама жесткая, т.е. не имеет каких либо амортизаторов. По скольку на таких велосипедах очень часто совершают прыжки, а при этом с большой высоты - рама выполняется не просто из сверхпрочных материалов, а при этом еще и усиливается дополнительными ребрами жесткости. Небольшие размеры так же обусловлены повышенными требованиями к прочности.

Туринговые велосипеды.
Туринговые велосипеды - это туристический вид транспорта. К примеру Вы надумали поехать путешествовать по России на велосипеде и именно для этого и был создан туринговый байк. Он очень похож на дорожный, тоже имеет легкую раму, но главное отличие - багажники. Ведь ехать путешествовать на легке решатся немногие, а везти с собой надо чистую одежду, палатку (если Вы ночуете под открытом небом), провиант и т.д. Туринговый велосипед должен везти и велосипедиста и всю его поклажу. Еще одно отличие турингового велосипеда - руль "барание рога". Такая форма руля обеспечивает особую посадку велосипедиста, при которой он может ехать достаточно долгое время, плюс посадка обеспечивает такое положение, при котором сопротивление встречного ветра уменьшается

Есть конечно еще тандемы, круизеры и другая велоэкзотика которую я рассматривать не буду в ввиду их небольшой популярности.

Итак, с видами велосипедов разобрались, хочеться немного поговорить об оборудовании - переключателях скоростей, тормозах, манетках и т.п.

Вилка.

Вилку можно отнести к основным элементам конструкции байка. На вилке закреплено переднее колесо, вилка обеспечивает руление, на вилке крепиться и передняя тормозная система. Вилка может быть жесткой, а может быть и амортизационной. Жесткая вилка - это вилка из цельного куска металла, не имеющая ни пружин, ни каких либо механизмов. Амортизационная вилка содержит механизмы амортизации - штоки, пружины, они находятся с каждой стороны и соединяются между собой с помощью "короны". По виду амортизации бывают эластомерные (самые простые и дешевые), гидравлические и воздушные.

Руль

Руль - часть велосипеда, без которой езда не возможна по нескольким причинам: не за что держаться, нечем рулить, не на что крепить тормозные ручки и не на что крепить манетки переключателей скоростей. Так что руль является не менее важной деталью, чем все остальные. У каждого типа велосипеда руль и его форма могут сильно различаться. Для каждого типа велосипедов существует своя форма руля. Для турингового велосипеда форма руля - "бараний рог", для горного - прямой чуть выгнутый в середине, для BMX - V-образный с дополнительной перекладиной для увеличения жесткости. Бывают так же прямые рули. На руле крепятся ручки тормозов, манетки переключателя скоростей, рукоятки (грипсы). Можно закрепить дополнительное оборудование - фару (фонарь) зеркало заднего вида, крепление для видеорегистратора или GPS-навигатора.

Седло.

Седло - наверное самая вычурная часть велосипеда, каких только форм они не бывают, кто-то открывает в себе дизайнера и создает своё собственное седло необычной формы. А вот, к примеру, велосипеды для триала вообще не имеют седла, спортсмены выполняют все трюки стоя на педалях. Стандартно седла для разных типов велосипедов устанавливаются согласно их спецификации, но при желании, Вы можете его легко заменить на любое другое, благо выбора их превеликое множество. Седла бывают из пластика, кожи, меха, резины, жесткие, амортизационные (с пружинами), анатомические и т.д. Перед выбором седла следует уточнить, насколько длительны будут поездки и в каком режиме, и тогда, можно будет подобрать самое комфортное.

Оборудование.

Тормоза.
Тормоза можно встретить двух видов - это ободные как вибрейки (V-Brake) и дисковые. Тормоза являются одной из важных деталей в конструкции автомобиля, ведь тормоза - это в первую очередь безопасность. Надежность тормозной системы важна в каждой их части, от рукоятки до колеса.

Ободные - Вибрейки (V-Brake) - знакомы нам еще с детства, на велосипедах Кама, Салют, Аист и т.п. они устанавливались на переднее колесо и зажимали обод при нажатии на ручку тормоза. С тех пор они не сильно изменились, конструкция стала немного иной но принцип действия тот же - две резиновые тормозные колодки из абразивных материалов зажимают обод колеса и тем самым останавливают его. Данная тормозная система является самой простой и дешевой, при этом имеет ряд недостатоков: грязный обод будет помехой для таких тормозов, "восьмерка" на колесе так же усугубит торможение, при длительном торможении возможен перегрев, ну и данный тип тормозов не позволит Вам поставить большие-толстые покрышки.

Дисковые тормоза - перекочевали с автомобилей на мотоциклы, а затем и на велосипеды. Суть осталась прежней - две тормозные колодки зажимают тормозной диск, который закреплен на втулке колеса. Такая система конечно намного эфективнее тормозит и не зависит от погодных условий, но при этом, стоимость таких тормозов намного выше, а вилка, рама и сами колеса должны быть специально рассчитаны на установку дисковых тормозов, такие тормоза сложнее устанавливать на байк и затем - обслуживать.
Дисковые тормоза бывают механические и гидравлические. В механических от ручки до тормозного механизма идет тросик, а гидравлические имет поршни в ручке и в тормозном механизме, а между ними гидравлический шланг заполенный маслом. Гидравлические системы более эффективны, но и сложнее в обслуживании и менее надежны.

Переключатели скоростей.

Раньше, в детстве у многих были велосипеды с одной единственной неизменной скоростью. Одна шестерня была на заднем колесе и одна на шатуне (на педалях). Главное неудобство было в том, что и под горку и в горку и по ровной поверхности приходилось прилагать разные усилия на педали. Особенно в горку, многие не справлялись с нагрузкой, слезали с велосипеда и шли с ним уже пешком. Механика тогда уже позволяла делать механизмы переключающие скорости (звездочки), но такая система была недоступна на обычных велосипедах и достаточно дорога. Сейчас эта функция стала почти стандартом для велосипеда.
Спереди и сзади имеются наборы шестеренок (звездочек), цепь между ними переключается с помощью специальных механизмов выбора скоростей приводимые в действие рукоятками на руле (манетками). От количества звезд спереди и сзади зависит количество скоростей у велосипеда. Главное назначение всей этой системы - дать велосипедисту возможность переключать наборы шестеренок и тем самым менять передаточное число при движении по разным поверхностям делая нагрузку на ноги примерно одинаковой при движении в горку, под горку и по прямой дороге. Наверное это самый сложный механизм велосипеда надежность которого зависит от множества факторов: от манеток, тросиков-приводов и самого механизма переключения.

Бренды.

Теперь самое интересное - какие бренды выбирать? На самом деле, право выбора остается за Вами, я не могу Вам сказать, вот это не берите - это фигня, а вот это круто! Мое мнение остаётся моим сугубо индивидуальным и оно вполне может быть оспорено специалистами своего дела.

Велосипеды от и до редко делаются только одной фирмой, обычно, велосипед это прежде всего рама, по названию рамы называют и весь велосипед. На самом деле, современные велосипеды это "солянка", собранная из деталей различных брендов.

Из производителей рам стоит отметить: Charge (Великобритания), Corratec (Германия), Eastern (США), Jamis (США), GT (США), Mangoose (США), Specialized (США), Norco (Канада)а также отечественные - Forward, Stark, Atom, Байкал и китай - Merida, STELS и т.д. Все перечислять не буду - их очень много!

Из производителей вилок стоит отметить - Manitou, RockShox, Fox, Magura. Это те, которые многие считают хорошими и неплохими. По отзывам, не советуют вилку RST, в середнячке отмечают - Marzocchi, SR Suntour.

Тормозная система - Shimano, OEM, Avid, Tektro, Magura, Hayes. Особо отмечают Hope за их надежность, но ценник при этом очень высок.

Из систем переключения скоростей - Shimano, SRAM, OEM.

 

Перед поездкой на велосипеде очень желательно одеть шлем, перчатки, защиту для колен и локтей. Перед поездкой по дорогам общего пользования изучить ПДД. А перед поездками в темное время суток оборудовать велосипед отражателями и фарой, а одежду - световозвращающими полосками. Ваша безопасность зависит только от Вас!

Данная статья может содержать неточности и ошибки. Автор отразил только основные моменты, привел некоторые названия брендов и перечислил несколько видов велосипедов. Статью можно использовать как мини введение в велосипедный мир.

Другие документы раздела