Интервью с начальником отдела технического надзора Управления ГИБДД РТ Радиком Вахитовичем Рамазановым.

Интервью с начальником отдела технического надзора Управления ГИБДД РТ Радиком Вахитовичем Рамазановым.Главной темой беседы был ксеноновый вопрос.

Интервью с начальником отдела технического надзора Управления ГИБДД РТ Радиком Вахитовичем Рамазановым.

Накануне пресс-служба ГИБДД РТ обратилась к специалистам Autotat.ru с предложением провести небольшое письменное интервью с руководителем отдела технического надзора Управления ГИБДД РТ Радиком Вахитовичем Рамазановым. Предмет разговора был заявлен сразу, это вопрос, муссирующийся в последнее время наиболее активно – вопрос борьбы с установкой ксеноновых ламп в блок-фар, непредусмотренных для этого. Мы подобрали несколько вопросов, на основании вопросов, наиболее часто задаваемых посетителями нашего сайта. Радик Вахитович Рамазанов любезно разъяснил все, что нас интересовало. Дословно передаем текст письма:

Autotat.ru: Возможна ли легальная установка газоразрядных ламп (ксенона) в Казани в автомобили с блоком фар, не предусмотренных для этого? То есть, существуют ли такие блоки в продаже у нас? Если да, то где и сколько это может стоить?

Радик Вахитович: Установка газоразрядных источников света (ксеноновых ламп) в световые приборы (фары) не предназначенные для их применения, запрещена «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения, которым установлен перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно п. 3.1 если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», а также п. 3.4 «на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора» эксплуатация транспортного средства запрещается.

Ответственность за это правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Квалификация данного нарушения по данной норме обусловлена тем, что нарушается режим работы, в частности режим ближнего света не будет соблюдаться из-за большого угла рассеивания.

Легальная установка газоразрядных ламп возможна только в те световые приборы, которые для них предназначены. Световых приборов предназначенных для использования, как с газоразрядными, так и с галогенными источниками света, согласно разъяснения ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» (НИИАЭ) от 16.06.2009 № 132/С, одобренных к применению в Российской Федерации на сегодняшний день не существует.

A: С чем связана такая активная работа именно республиканского ГИБДД в направлении борьбы с произвольно установленными ксеноновыми лампами? Ведь в остальных регионах, насколько нам известно, такие меры не принимаются.

Р.В.: В работе по контролю за соответствием внешних световых приборов, требованиям нормативных актов Госавтоинспекция Татарстана руководствуется законами действующими на территории всей России. Более жесткий подход к решению данной проблемы был связан с резко увеличившимся количеством автомобилей на дорогах республики с незаконно установленным «ксеноном» и, как следствие, жалобами участников дорожного движения, в том числе пешеходов на постоянные факты ослепления. Массовость данного явления объясняется появлением на рынке резко подешевевших газоразрядных ламп, как правило, китайского производства и мелких мастерских по их установке.

При применении «кустарного ксенона» происходит ослепление водителей автомобилей следующих во встречном и попутном направлении, а также и пешеходов, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям с тяжкими последствиями. Дуга в газоразрядной лампе – яркий свет с длиной волны меньше 470 нм (эффект дуговой сварки) постепенно приводит к отслоению сетчатки глаза, т.е. такие лампы реально наносят вред здоровью.

Интересен тот факт, что в беседе с «защитниками ксенона» они полностью осознают, что идут на нарушение действующих правил, и готовы оплачивать за данное нарушение штрафы по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ в размере 100 рублей. Но их не устраивают квалификация сотрудниками ГИБДД данного правонарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ, санкция которой предусматривает лишения права управления транспортным средством.

К их сожалению, действия сотрудников ГИБДД признаны правомерными, а судебными органами лишены права управления транспортными средствами, десятки любителей незаконного «ксенона».

А: По каким признакам сотрудник ГИБДД на месте определяет соответствие блока фар автомобиля требованиям, предъявляемым к установке ксенона?

Р.В.: В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001, для световых приборов установлена классификация:

- фары R, С, CR: Фары дальнего - R, ближнего - С и двухрежимного (ближнего и дальнего) - CR света с лампами накаливания.

- фары HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками дальнего - HR и ближнего - НС света и двухрежимные фары – HCR.

- фары DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными (ксеноновыми) источниками света (категории D) дальнего - DR и ближнего - DC света и двухрежимные - DCR фары.

Данная маркировка нанесена на рассеиватель фары или корпус светового прибора.

Свечение газоразрядной лампы отличается от свечения лампы накаливания по цвету и яркости. В ней отсутствует нить накала, имеется прозрачный герметичный объем, заполненный газом, к которому с противоположных сторон подведены электрические провода. Все это определяется визуально, технических средств для идентификации не требуется.

А: Насколько правомерна конфискация газоразрядных ламп у водителей, ведь это частная собственность?

Р.В.: Изъятие газоразрядных ламп производится в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, предусмотрено статьей 27.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ, конфискация этих приборов предусмотрена санкциями части 1 статьи 12.4 и части 3 статьи 12.5 КоАП РФ и производится по решению судов.

А: Ранее планировалось создать контактную группу, которая бы помогала общаться автолюбителям и руководству ГИБДД между собой по поводу данного вопроса, началась ли реализация этого плана?

Р.В.: Идея создания контактной группы не была реализована по следующим причинам:

- инициатор создания данной группы – Мустаев О.И. на обсуждение данного вопроса в Управление ГИБДД МВД по РТ не явился, несмотря на неоднократные приглашения;

- в журнале «За рулем» № 05-2009 в статье «Ксенофобия», опубликованы результаты испытаний лапм в разных световых приборах, где конкретно разъяснено, почему недопустимо использование газоразрядных источников света в фарах, не предназначенных для их установки, приведены конкретные данные по световым характеристикам, которые нарушают режим работы прибора.

Таким образом, целесообразность создания этой группы по вышеназванным причинам, отпала.

А: Чем отличается блок фар, предназначенный для установки ксенона от обычного?

Р.В.: Для фар с газоразрядными источниками света (ксеноновые лампы) применяются рассеиватели из особо прозрачного поликарбоната, более стойкого к воздействию абразивных частиц и ультрафиолетового излучения, кроме этого применяются отражатели специально разработанные для таких ламп. Излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения, кроме этого габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп. Поэтому при установке ксеноновых ламп в обычную фару, световой поток формируется с увеличенными углами рассеивания как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а следовательно приводит к ослеплению водителей встречных и попутных транспортных средств, а также пешеходов. Использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил № 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожного полотна и наличия стеклоомывателя фары, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно. Очевидно, что при установке вместо галогенной лампы газоразрядной, условия безопасности дорожного движения будут нарушены.

А: Если автосервис планирует заниматься правильной установкой ксенона, нужна ли ему специальная сертификация?

Р.В.: Правильная установка «ксенона», подразумевает замену светового прибора (фары) целиком, на фару предназначенную для применения газоразрядных источников света, под конкретную марку и модель автомобиля. Причем устанавливаемая фара должна иметь сертификат соответствия, установленного законом образца. Установка газоразрядных источников света в световые приборы, не предназначенные для этого, не допускается.

Администрация сайта autotat.ru выражает огромную благодарность Пресс-службе ГИБДД РТ и лично Рамазанову Радику Вахитовичу.

//autotat.ru

Другие документы раздела