Авто можно вернуть!

Авто можно вернуть!С 11 декабря вступит в силу Федеральный закон РФ от 25 октября 2007 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей», который позволит покупателям возвращать автомобили в течение двух недель после покупки...

Авто можно вернуть!Президент утвердил поправки к закону «О защите прав потребителей» – они вступят в силу 11 декабря этого года и существенно расширят права покупателей «дорогостоящих и технически сложных товаров», к которым прежде всего относятся автомобили. Новый закон усиливает ответственность продавца и дает потребителю больше инструментов для воздействия на недобросовестного дилера.Теперь обменять или отдать назад автомобиль даже с мелкими неисправностями станет не сложнее, чем разонравившиеся джинсы, обещают законодатели. Задержка уже оплаченного товара также влетит продавцу в копеечку: штраф за просрочку с учетом поправок к закону может превысить 50% стоимости товара. Согласно новым нормам, покупатель вправе вернуть высокотехнологичный товар продавцу в течение 15 суток после приобретения либо потребовать вернуть ему деньги в случае, если в товаре обнаружились не только явные дефекты, но и, по мнению покупателя, те или иные недостатки.

Кроме того, автомобиль можно будет вернуть или обменять, если в течение года машина находилась в автосервисах суммарно более 30 суток. При этом срок гарантийного ремонта не может превышать 45 суток; если это правило нарушается, автовладелец имеет право получить компенсацию. В случае спора организация, предприниматель или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет и определить, насколько заявленные характеристики покупки соответствуют действительности. Потребитель вправе присутствовать при ее проведении и в случае несогласия с результатами оспорить заключение в судебном порядке.

Принятие закона было встречено с воодушевлением. Несмотря на действующий закон “О защите прав потребителей”, сегодня покупатель остается практически бесправным: мало того что в новых автомобилях периодически обнаруживаются дефекты (коррозия кузова, отказ электроники и пр.), самая больная тема – гарантийное обслуживание и ожидание автомобиля из ремонта. Автовладельцев “динамят” по полной: не дают точные результаты диагностики, не сообщают о сроках ремонта и кормят обещаниями.

На данный момент покупатель автомобиля находится не в лучшем положении. Законодательство практически полностью состоит из расплывчатых формулировок и дает массу поводов для злоупотреблений. В законе нет даже формулировки того, что считать «дорогостоящим». Внося поправки, депутаты вообще решили избавиться от такого понятия, уравняв в правах покупателя машины с покупателем, скажем, свитера.

Главной проблемой остается доказать дилеру, что неисправный автомобиль – действительно неисправен. Согласно действующему закону, вернуть машину либо забрать деньги возможно лишь при доказательстве наличия в машине “существенных недостатков” – грубо говоря, если машина совсем уж разваливается и не едет. Доказать дилеру, что обнаруженный недостаток действительно “существенный”, сложно, а экспертиза, как правило, поддерживает продавца. В новой версии закона понятие “существенные” убрали, так же как и необходимость проведения экспертизы. Это означает, что покупатель вправе вернуть автомобиль при наличии фактически любого недостатка (дефекта).

Звучит нахально, но совсем не означает, что недовольные покупатели строем пойдут сдавать машины. Прийти и вернуть машину лишь потому, что она не подошла “по размеру”, нельзя. Определение недостатка прописано в преамбуле закона: недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или при отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям. Кроме того, считают дилеры, учитывая сохраняющийся дефицит на машины, вряд ли кто-то будет стремиться избавиться от долгожданной покупки – и для покупателя, и для дилера проще по гарантии заменить бракованную деталь.

Сейчас потребовать от автосалона заменить машину можно лишь в случае обнаружения серьезных неисправностей – то есть таких, которые «делают недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением» и не могут быть устранены без «несоразмерных расходов или затрат времени».Злоупотреблениям со стороны продавца трудно противостоять даже через суд.

Верховный суд, к примеру, в 2005 году посчитал течь цилиндра сплетения АКПП абсолютно новой Alfa Romeo 156 недостаточно серьезной причиной для расторжения договора купли-продажи – автосалон обязали лишь отремонтировать машину. Тем самым был создан прецедент: даже крупные неисправности автомобилей, находящихся на гарантии, продавец может устранить за свой счет, не неся при этом никакой дополнительной ответственности за поставку бракованного товара.

С 11 декабря потребитель получит право в течение двух недель с момента покупки вернуть машину или заменить ее, причем не обязательно на ту же модель – с перерасчетом цены можно будет взять и другую.

Сейчас большинство дилеров занимается штудированием юридических справочников, а некоторые уже окрестили новый закон вредительским. Сложно представить ситуацию, чтобы дилер добровольно обменял дефектный автомобиль на новый либо безропотно вернул покупателю всю сумму. Во-первых, автомобиль после постановки на учет в ГАИ сразу дешевеет на 10-20%, а значит, дилер при обмене несет убытки, во-вторых, это морально очень неприятно.

Впрочем, особенной паники не наблюдается. Продавцы не уверены, что покупатели готовы пользоваться своими правами, хотя прогнозируют отдельные случаи покупательского экстремизма, возможно, чуть в большем объеме, чем обычно. Ведь и сегодня закон предоставляет покупателю некоторые права, но мало кто идет на отстаивание своих интересов. В большинстве своем люди юридически не подкованы, ведут себя пассивно и предпочитают перетерпеть неприятности.

ДМИТРИЙ  СОЛОВЬЕВ
Autotat.ru

Другие документы раздела