МКПП

МКПП Механическая коробка переключения передач (МКПП) — механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную.

Что же это за передаточное отношение, и зачем нужно его менять? Дело в том, что двигатель внутреннего сгорания (ДВС) обеспечивает вращение в определенном диапазоне: если "напрямую" соединить колеса с двигателем, то далеко мы не уедем. Рабочий диапазон ДВС - от 500 до нескольких тысяч оборотов в минуту. Колеса же должны вращаться в диапазоне от 0 и примерно до 2000 оборотов в минуту.

Сделать это несовпадение несущественным и помогает коробка переключения передач. Рассмотрим КПП, в которой водитель переключает передачи сам - механическую коробку переключения передач.

Устройство МКПП

МКПП

Любая механическая коробка переключения передач представляет из себя набор расположенных в едином корпусе и вращающихся вокруг параллельных осей валов с расположенными на них шестернями.

В МКПП всегда есть три типа валов: первичный, вторичный и промежуточный. На первичный вал поступают обороты от двигателя. Промежуточному валу движение передается через зубчатую передачу. В свою очередь промежуточный вал отдает через другую зубчатую передачу движение валу вторичному, который непосредственно и отвечает за вращение колес автомобиля. Причем на вторичный вал "движение" приходит уже с нужным количеством оборотов.

Изменение количества оборотов происходит за счет разного количества зубьев на шестернях, работающих в паре: например, если у одной шестерни 60 зубьев, а у другой 30, то, работая в паре, за одно и тоже время первая сделает один оборот, вторая - два. В результате на вторичный вал подается необходимое количество оборотов.

Современные МКПП имеют, как правило, множество пар шестерен. Также сейчас нередко используются двухвальные МКПП: в них отсутствует промежуточный вал, ведущий и ведомый валы вращаются вокруг параллельных осей (а не расположены на одной оси друг за другом), и крутящий момент передаётся непосредственно с одной из шестерён первичного вала на зафиксированную на своём валу соответствующую шестерню вторичного.

Переключение передач с помощью МКПП

Чтобы включить определенную передачу, то есть задействовать шестерни выборочно, в МКПП предусмотрены муфты включения передач (или шлицевые муфты), которые блокируют "ненужные" на данный момент пары шестерен. Представить, сколько шума и вибрации производит такой механизм, постоянно производящий блокировку-разблокировку шестерен механическим путем, - несложно. Поэтому для корректной работы КПП в ней также используют синхронизаторы - механизмы, которые перед блокировкой уравнивают скорости блокирующей муфты и шестерни. Таким образом, блокировка неиспользуемых передач проходит "безболезненно", а точнее без шума и вибрации.

Как известно, переключением передач водитель управляет из салона автомобиля с помощью рычага КПП. Устанавливая ту или иную передачу водитель преследует определенную цель:

- Нейтральная передача: синхронизаторы не зацеплены с шестернями. Вторичный вал не вращается - только первичный и промежуточный. Движение невозможно.

- I-II передачи: самые медленные, но самые мощные. Как правило, работают с одним синхронизатором, который блокируют одну из шестерен, в зависимости от передачи. Используются для начала движения.

- III-IV передачи: быстрые, но менее мощные. Работают с одним синхронизатором по тому же принципу. Используются для "постоянного" движения - на основном отрезке пути. Отличаются экономичностью.

- V передача: быстрая, работает обычно снаружи КПП, в отдельной камере.

- Задняя передача: синхронизаторы не зацеплены с шестернями. А вот шестерня заднего хода (вращающаяся на отдельном валу) зацепляется с соответствующей шестерней на промежуточном валу, благодаря чему происходит вращение вторичного вала в обратную сторону.

Практические рекомендации по использованию МКПП

-Переключение передач следует производить в соответствии с рекомендациями автопроизводителя: в определенных диапазонах скоростей: это снизит износ КПП.

-Не пользуйтесь задней передачей при движении автомобиля вперед, даже на небольшой скорости.

-В КПП необходимо своевременно менять масло, так как со временем оно превраается в смесь с частичками металла, которая лишь ускоряет износ деталей КПП.


Warning: fopen(/home/u513226/autotat.ru/www/_logs/er220629.log): failed to open stream: Disk quota exceeded in /home/u513226/autotat.ru/www/_includes/__api.php on line 606