Часть 1

История мотоцикла: 1885 – 1945 годы

От мотовелосипеда до военной техники

Первый мотоцикл
Первый мотоцикл Готлиба Даймлера

«Это не машина, Готлиб, это костедробилка. Я вас поздравляю!» - воскликнул Вильгельм Майбах, помощник немецкого инженера Готлиба Даймлера, после испытаний первого в мире мотоцикла. «Костедробилка» двигалась со скоростью 12 км/ч и имела одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом 264 кубических см и мощностью 0,5 л.с. Машина представляла из себя двухколесный велосипед с деревянной рамой и ременной передачей с дополнительными маленькими колесам по бокам. Примечательно, что появление последней конструктивной особенности было связано с неумением изобретателя ездить на велосипеде. 29 августа 1885 года Готлиб Даймлер получил патент на свое изобретение, в котором первый мотоцикл («Reitwagen») был назван «повозкой для верховой езды с керосиновым двигателем». Так началась история мотоцикла.

Первыми массовыми производителями мотоциклов стали Гильдебранд и Вольфмюллер в 1984 году. Они разработали собственную конструкцию, которая была не очень удачна. В результате, начальный успех обернулся полным крахом, и через 5 лет производство пришлось свернуть. Но начало было положено. Мотоциклы стали производить во Франции и Чехии. «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем» набирала популярность.

В первое десятилетие ХХ века мотоцикл переживает становление конструкции. Это время называют «эпохой мотовелосипеда». Благодаря простоте конструкции и схожести с велосипедами, мотоциклы стали выпускаться на велофабриках во всем мире. С одной стороны это привело к ухудшению качества. С другой, к единству конструкции и популяризации. В начале ХХ века мотоциклы были оснащены двигателем с одним цилиндром и автоматическим впускным клапаном. Он размещался в нижней части рамы. Ходовая часть была велосипедной. Ножные педали служили для запуска двигателя с хода и для дополнительной тяги на крутых подъемах. В случае отказа двигателя они использовались по прямому назначению.


Мотовелосипед Werner Course, 1903 год

Серьезное испытание мотоциклы прошли на Первой мировой войне. Ранее британские войска уже использовали их в боевых действиях против буров. Но во время Первой мировой войны моторизованные соединения стали применяться повсеместно. В основном в войсках связи. Кроме того, использовались тяжелые мотоциклы с колясками, на которые устанавливались пулеметы.

К 20-м годам мотоциклы завоевали репутацию надежного транспортного средства. Они производились в Великобритании, Германии, США. Первый российский мотоцикл был спроектирован под руководством инженера П. Н. Львова в 1924 году.

Конструкция мотоциклов послевоенного периода значительно отличалась от велосипедной. Трубчатая рама, подвешенное в параллелограммной вилке или в рычажной системе переднее колесо, электрические фары. Мотоциклы стали разделяться на три класса: тяжелые мотоциклы с рабочим объемом двигателя от 500 куб. см, средние – 300-500 куб. см и легкие – до 300 куб. см.


Montgomery Bradshaw 350, 1924 год

К 1929 году сложилось две конструкторские школы – английская и немецкая. Английские мотоциклы оснащались одноцилиндровым четырехтактным вертикальным двигателем, с трехступенчатой коробкой передач в отдельном блоке, с цепной передачей. Немецкие – двигателем в одном блоке с коробкой передач («блок-мотором»), некоторые производители использовали карданный привод.


Majestic,1929 год

В период между двумя мировыми войнами мотоциклы стали выпускать Royal Enfield, Harley-Davidson, Indian, BMW, Benelli. Эти производители до сих пор являются законодателями мотоциклетной моды. В 30-х годах началось серийное производство мотоциклов на Серпуховском мотозаводе в Ленинграде.


Killinger und Freund, 1935 год

С началом Второй мировой войны производство мотоциклов было переориентировано на выполнение армейских заказов. Развитие военной мототехники переживает свой бум. Проектированием и выпуском армейских мотоциклов занимались многие крупные производители: АМС, Velocette, Royal Enfield, Harley-Davidson, Indian, BMW, Zundapp, NSU.

Знаковым для этого периода стал мотоцикл BMW R71. Эта модель широко применялась в немецкой армии. Кроме того, BMW R71 стал прототипом советского Урал М-72, с выпуска которого началась история ИМЗ (Урал). BMW R71 и Урал М-72 стали главными мотоциклами Великой Отечественной войны.


BMW R71 

В военный период выпускались и не совсем обычные модели. Среди них можно выделить гусеничный мотоцикл NSU Kettenkrad. Это был гибрид танка и мотоцикла: стальной кузов на двух гусеницах с параллелограммной мотоциклетной вилкой с одним колесом. На Kettenkrad устанавливали пулеметы, он мог перевозить грузы в прицепе. Для английских десантников был разработан складной мотоцикл Velobike. Он укладывался в специальный контейнер и мог быть приведен в боевую готовность через несколько минут после приземления.


NSU Kettenkrad

В военное время выпуск гражданских мотоциклов практически прекратился. Все мощности производителей были направлены на снабжение армий. Во время Второй мировой войны проектирование военных мотоциклов достигает апогея.

Казань - Автопортал AUTOTAT.ru