Часть 2

История мотоцикла: 1945 – 2011 годы

От мотороллера до спортбайка


Moto Major 350, 1949 год

После войны производство мотоциклов значительно увеличилось. Стали популярны мотороллеры и мопеды. Мотоцикл стал доступным транспортным средством. Основными производителями оставались Великобритания, США, Италия и Германия. На рынок вышла Япония, не проявлявшая интерес к мотоциклам ранее. Началось массовое производство и в СССР.

Середину ХХ века можно назвать эпохой расцвета производства мотоциклов. В этот период выделяются их основные классы, разрабатываются новые решения. В мотоциклах применяются вертикальные четырехтактные двигатели, V-образные двигатели, двухцилиндровые двухтактные двигатели. В ходу всевозможные конструкции: от классических мотоциклов с прямой посадкой и мотороллеров до спортбайков с обтекаемой обшивкой и эндуро.

Классические мотоциклы. Отличительной чертой этого класса является прямая посадка водителя. Прародителями классических мотоциклов являются первые мотоциклы. Их конструкция призвана обеспечить комфорт во время длительной езды. Объем двигателя ограничивался только фантазией и задачами конструктора. Производство мотоциклов этого класса было самым массовым в середине ХХ века. Его венцом стал Vincent Black Shadow. Этот мотоцикл начали выпускать в 1948 году, и он был одним из лучших в свое время. Black Shadow имел двигатель мощностью 54 л.с. и предельную скорость 240 км/ч.


Vincent Black Shadow, 1948 год

Круизеры и чопперы. Этот класс мотоциклов появился благодаря деятельности американской компании Harley-Davidson. Отличительными особенностями являются конструкция рамы, позволяющий водителю отклониться назад широкий и длинный руль, большой угол наклона вилки, V-образный двигатель. Знаковым стало появление легендарного мотоцикла Harley-Davidson Sportster, одного из первых в этом классе. Выпуск Sportster начался в 1957 году и продолжается до сих пор. Он был оснащен верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 883 куб.см. В 60-70-е годы круизеры и чопперы стали не просто средством передвижения, а образом жизни. Во многом это произошло благодаря деятельности крупнейшего в мире байк-клуба Hells Angels, появившегося в 1955 году в США и популяризации жизни байкеров в литературе и кино («Ангелы Ада» Хантера Томпсона, «Беспечный ездок» Денниса Хоппера). Среди круизеров и чопперов выделяются подклассы: дрегстер, люкс-круизер, пауэр-круизер. От обычных мотоциклов этого класса они отличаются более мощными двигателями (дрегстер и пауэр-круизер) либо повышенной комфортностью (люкс-круизер).


Harley-Davidson Sportster XL, 1957 год 

Мотороллеры или скутеры. Этот класс мотоциклов появился в Италии и получил распространение в городах. Благодаря малым габаритам и экономному расходу топлива, мотороллеры стали очень популярны. Их отличительными чертами являются малый размер, конструкция рамы с площадкой для ног водителя, сблокированный с задним колесом и маятником двигатель небольшого объема. Итальянская компания Piaggio начала выпуск первых мотороллеров в 1946 году. Они получили название Vespa и были спроектированы авиационным инженером Коррадино Де Асканио (Corradino D’Ascanio). Лицензии на производство различных модификаций этого мотороллера приобретались многими европейскими и американскими производителями. В зависимости от объема двигателя мотороллеры разделяются на максискутеры — 125-400 куб.см, гиперскутеры — 500-800 куб.см и скутеретты — переходное звено между скутерами и мотоциклами.


Vespa, 1948 год

Эндуро. Мотоциклы этого класса стали проектироваться для соревнований International Six Day Trial, которые первый раз были проведены в 1913 году. Главной особенностью этих гонок стала езда по бездорожью. В первое время в соревнованиях участвовали обычные мотоциклы, но со временем они приобрели характерные черты: предназначенная для преодоления неровностей бездорожья длинноходная подвеска, спицованные колёса с шипованной резиной, высокий и широкий руль с перемычкой и защитой рук, двигатель с одним цилиндром. В зависимости от специфики соревнований используются разные типы эндуро: кроссовый мотоцикл, хард-эндуро, супермото, туристический эндуро, триал-мотоцикл. Кроме того, существуют и городские эндуро.


Enduro 

Спортивные мотоциклы. Этот класс мотоциклов появился благодаря мотогонкам. Испытания мототехники привлекали большое внимание общественности. В 20-е годы они превратились в соревнования, а производители начали разрабатывать мотоциклы специально для гонок. Отличительными особенностями спортбайков в середине ХХ века стали обшивка для уменьшения сопротивления воздуха, минимальный угол крепления вилки, мощный мотор, максимальное использование легких материалов и тормоза с высокой производительностью. Лучшие спортивные мотоциклы выпускают европейские и японские компании: Honda, BMW, Benelli, Ducati и другие. Мотоциклы этого класса разделяют на подклассы: спорт, суперспорт и спорт-турист. Последние отличаются от обычных спортивных мотоциклов не только мощностью двигателя, но и конструкцией: близкая к классической посадка, крепления под кофры, развитая ветрозащита. Все это призвано приспособить их для длительных поездок. Результатом кастомизации спортивных мотоциклов стало появление стритфайтеров. Они больше приспособлены для езды по городу и выполнению трюков, нежели к большим скоростям.


Honda RC166, 1966 год 

В 80-х годах начался спад популярности мотоциклов. Продажи значительно сократились, и производителям пришлось уменьшить темпы роста. К концу ХХ века доступные автомобили окончательно отвоевали рынок у мототехники. Мотоциклы стали уделом увлеченных людей. Однако мотороллеры и мопеды по-прежнему сохраняют свои позиции доступного транспортного средства в крупных городах Азии.

Несмотря на падение популярности, производители продолжают разрабатывать и выпускать новые мотоциклы. Сегодня спортбайки можно увидеть не только на треке, но и на улицах городов. Круизеры и чопперы всегда имели своих поклонников, а движение байкеров только растет. К тому же мотоциклы завоевали умы любителей тюнинга, а современные конструкторские концепции поражают воображение.


Suzuki Concept Bike 

В 2003 году на Североамериканском международном автосалоне в Детройте компания Dodge презентовала мотоцикл Tomahawk. Помимо футуристического дизайна он отличается оригинальными конструкторскими решениями и потрясающими характеристиками. Tomahawk имеет четыре колеса. Каждая пара колес отделена друг от друга и имеет независимую подвеску. Данная конструкция обусловлена мощным 10-цилиндровым V-образным двигателем от Dodge Viper объемом 8,3 литра и мощностью в 500 л.с. Tomahawk разгоняется до 97 км/ч за 2,5 секунды и имеет максимальную скорость почти 644 км/ч. Всего было произведено и продано 10 мотоциклов. Цена на один Tomahawk составляла $555 тыс. Однако эти мотоциклы нельзя увидеть на дорогах, так как они не могут быть залицензированы.


Dodge Tomahawk

Ни один из самых быстрых мотоциклов мира не сможет соревноваться с Dodge Tomahawk. Даже MTT Turbine Superbike Y2K, развивающий скорость до 365 км/ч, останется далеко позади на треке. В цене Tomahawk тоже нет равных. Один из самых дорогих мотоциклов в мире Ecosse Titanium Series FE Ti XX обойдется владельцам почти в два раза дешевле.


Ecosse Titanium Series FE Ti XX

Однако конструкторы мотоциклов не перестают ставить новые рекорды. Соревноваться в скорости и цене с Dodge Tomahawk сложно, поэтому они шокируют публику габаритами своих изобретений. Так, самый маленький мотоцикл в мире Smalltoe имеет 6,5 см в высоту и 11,5 см в длину. Его сконструировал шведский мастер Том Виберг (Tom Wiberg). Мотоцикл приводится в движение работающим на этиловом спирте авиамодельным двигателем мощностью в 0,29 л.с и максимальной скоростью 2 км/ч.


Smalltoe

Среди самых больших мотоциклов в мире выделяются изобретения Грега Данхема (Greg Dunham) и Рэя Бауманна (Ray Baumann). Оба конструктора создали мотоциклы огромных размеров и массы. Monster Motorbike from Hell, так назвал свое изобретение Рей Бауманн, 3,5 метра в высоту и весит 13 тонн. Этот монстр оснащен двигателем Detroit Diesel, автоматической коробкой передач и колесами от карьерного самосвала Caterpillar. Мотоцикл Грега Данхема не такой тяжелый (всего 3 тонны), но значительно больше: его высота составляет более 4.5 метров, а длина – более 7.5 метров. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в истории мотоцикл.

 
Monster Motorbike from Hell

Остается только догадываться, что еще придумают конструкторы, и как будет развиваться мототехника в будущем. Возможно, в скором времени мотоциклы снова станут популярны.

Казань - Автопортал AUTOTAT.ru